Разделение труда штука обоюдоострая. Оно облегчает алгоритмизацию, работу в потоке, повышает надежность и снижает непроизводительные издержки. И оно же сужает поле зрения, ослабляет ответственность за конечный результат, и плодит нестыковки между разнородными специалистами. Как быть? Совсем без специализации обойтись нельзя. Но неплохо время от времени оторваться от своего фронта работ и окинуть взглядом картину в целом. Итак, рассмотрим порядок взаимодействия с заказчиком сайта от знакомства до утверждения дизайна.
Знакомство
Новый клиент бывает "холодный", пришедший по рекламе, или "горячий", которому посоветовал обратиться друг. Во втором поменьше подозрительности, но все равно она есть: вас - то он не знает! Поэтому переход от лида - обращения надо делать максимально быстро, максимально комфортно и максимально профессионально. Но без фанатизма: поскольку вы этого человека тоже не знаете, не стоит делать авансом большого куска работ.
Личная встреча
Вслед за классиком личных продаж Френком Беттджером, мы категорически против важных встреч в офисе. Все ответственные встречи проводятся в хорошем кафе или ресторане. Приятная атмосфера усыпляет подозрения, настраивает на дружеский лад и поощряет к откровенности. И наоборот, кабинет или комната для переговоров сразу выстраивают барьер, подчеркивая противоположность и осложняя возможность выстроить партнерство. Для иногородних заказчиков приходится обходится Skype, но исключительно в режиме видеосвязи: чтобы смотреть в глаза и слышать голос. Аудиозапись беседы не ведите, это некрасиво. Делайте пометки в планшете или ноутбуке. Переспрашивайте, уточняйте, говорите уверенно и улыбайтесь.
Ваша цель: внушить доверие, установить контакт, получить общее представление о бизнесе собеседника, его конкурентных преимуществах, его целях.
Бриф
После встречи "по горячим следам" переработайте свои заметки. На выходе у вас должен получиться документ на 3000 - 5000 знаков (2 - 3 страницы А4). Опишите, как вы поняли со слов заказчика его бизнес-модель, его цели, задачи, которые он предполагает решать при помощи публикаций в Интернет. Хорошим языком, но только по сути дела.
Коммерческое предложение
Оцените свои трудозатраты по аналогии. Сколько оригинальных "точек входа" надо будет сделать? Сколько шаблонов будет включать структура сайта? Не стесняйтесь закладывать в расчет время на исследование специфичных для клиента нюансов. Эту работу все равно придется делать, так почему она должна быть бесплатной? Точно так же не забудьте запланировать доработки в ходе согласования, они составляют как минимум 50% общего времени работы над проектом. И на основе расчета времени определите стоимость дизайна для заказчика. Подумайте, стоит ли сразу предложить скидку? Или лучше приберечь это "оружие" на крайний случай.
Обязательно распишите этапы работы в виде графика, с указанием длительности этапов. Не забудьте жирной строкой написать какую - нибудь услугу бесплатно. Например, подбор шрифтового решения. Или три варианта модульных сеток.
Оформите бриф и коммерческое предложение на вашем фирменном бланке. Он у вас должен быть. Перечитайте оба документа по 2 раза. Потом отложите до завтра, а наутро со свежей головой внесите правки. Потом сохраните их как PDF и отправляйте заказчику с приветливым сопроводительным письмом.
Согласование стоимости проекта
Дальше вариантов три. Первый вариант: заказчик пропадает надолго. Если он появится более чем месяц спустя, не забудьте слегка повысить цену. Объясните, что доллар за это время вырос, и цены на все вслед за ним.
Во втором случае заказчик с радостью готов работать, но за треть вашей цены. В этом случае надо вежливо благодарить и прощаться.
В третьем случае заказчик согласен на вашу цену, либо просит "подвинуться" процентов на 30%. Отвечайте, что у вас как раз неделя скидок и вы готовы уступить 15%. Договорились? Отлично.
Договор и предоплата
Договору на разработку дизайна сайта надо посвящать отдельную статью. Здесь мы укажем основные блоки. В договоре обязательно должны указываться сроки приема-сдачи Технического задания, макета Главной страницы и макетов прочих оговоренных в брифе страниц. Собственно Техническое задание после приема - сдачи прилагается к договору. Вторым приложением служит план-график.
Заполнив договор, отправьте его текст клиенту на согласование. Обсудите его предложения. Если они вас устраивают, внесите их в договор, подписывайте сами и заверяйте у заказчика.
Предоплата
Получайте оговоренную (30-50%) предоплату и приступайте к работе над дизайном.
Удачи!
Назад в раздел
Знакомство
Новый клиент бывает "холодный", пришедший по рекламе, или "горячий", которому посоветовал обратиться друг. Во втором поменьше подозрительности, но все равно она есть: вас - то он не знает! Поэтому переход от лида - обращения надо делать максимально быстро, максимально комфортно и максимально профессионально. Но без фанатизма: поскольку вы этого человека тоже не знаете, не стоит делать авансом большого куска работ.
Личная встреча
Вслед за классиком личных продаж Френком Беттджером, мы категорически против важных встреч в офисе. Все ответственные встречи проводятся в хорошем кафе или ресторане. Приятная атмосфера усыпляет подозрения, настраивает на дружеский лад и поощряет к откровенности. И наоборот, кабинет или комната для переговоров сразу выстраивают барьер, подчеркивая противоположность и осложняя возможность выстроить партнерство. Для иногородних заказчиков приходится обходится Skype, но исключительно в режиме видеосвязи: чтобы смотреть в глаза и слышать голос. Аудиозапись беседы не ведите, это некрасиво. Делайте пометки в планшете или ноутбуке. Переспрашивайте, уточняйте, говорите уверенно и улыбайтесь.
Ваша цель: внушить доверие, установить контакт, получить общее представление о бизнесе собеседника, его конкурентных преимуществах, его целях.
Бриф
После встречи "по горячим следам" переработайте свои заметки. На выходе у вас должен получиться документ на 3000 - 5000 знаков (2 - 3 страницы А4). Опишите, как вы поняли со слов заказчика его бизнес-модель, его цели, задачи, которые он предполагает решать при помощи публикаций в Интернет. Хорошим языком, но только по сути дела.
Коммерческое предложение
Оцените свои трудозатраты по аналогии. Сколько оригинальных "точек входа" надо будет сделать? Сколько шаблонов будет включать структура сайта? Не стесняйтесь закладывать в расчет время на исследование специфичных для клиента нюансов. Эту работу все равно придется делать, так почему она должна быть бесплатной? Точно так же не забудьте запланировать доработки в ходе согласования, они составляют как минимум 50% общего времени работы над проектом. И на основе расчета времени определите стоимость дизайна для заказчика. Подумайте, стоит ли сразу предложить скидку? Или лучше приберечь это "оружие" на крайний случай.
Обязательно распишите этапы работы в виде графика, с указанием длительности этапов. Не забудьте жирной строкой написать какую - нибудь услугу бесплатно. Например, подбор шрифтового решения. Или три варианта модульных сеток.
Оформите бриф и коммерческое предложение на вашем фирменном бланке. Он у вас должен быть. Перечитайте оба документа по 2 раза. Потом отложите до завтра, а наутро со свежей головой внесите правки. Потом сохраните их как PDF и отправляйте заказчику с приветливым сопроводительным письмом.
Согласование стоимости проекта
Дальше вариантов три. Первый вариант: заказчик пропадает надолго. Если он появится более чем месяц спустя, не забудьте слегка повысить цену. Объясните, что доллар за это время вырос, и цены на все вслед за ним.
Во втором случае заказчик с радостью готов работать, но за треть вашей цены. В этом случае надо вежливо благодарить и прощаться.
В третьем случае заказчик согласен на вашу цену, либо просит "подвинуться" процентов на 30%. Отвечайте, что у вас как раз неделя скидок и вы готовы уступить 15%. Договорились? Отлично.
Договор и предоплата
Договору на разработку дизайна сайта надо посвящать отдельную статью. Здесь мы укажем основные блоки. В договоре обязательно должны указываться сроки приема-сдачи Технического задания, макета Главной страницы и макетов прочих оговоренных в брифе страниц. Собственно Техническое задание после приема - сдачи прилагается к договору. Вторым приложением служит план-график.
Заполнив договор, отправьте его текст клиенту на согласование. Обсудите его предложения. Если они вас устраивают, внесите их в договор, подписывайте сами и заверяйте у заказчика.
Предоплата
Получайте оговоренную (30-50%) предоплату и приступайте к работе над дизайном.
Удачи!
Назад в раздел
Подписаться на новые материалы раздела: